Рисунок на ногтях точками



Мезенская роспись по дереву

либо палащельская роспись — тип росписи домашней утвари — прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень.

Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Её истоки теряются в отдалённых столетиях первоначального формирования славянских племён.

Рисунок на ногтях точками

Предметы густо испещрены дробным узором — звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: тёмный — сажа и красный — земляная краска, охра. Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.

Среди орнаментов — фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, каковые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные тёмной и красной красками, фигурки животных как будто бы появляются из геометрического орнамента. Все изображения весьма статичны и только благодаря многократному повтору появляется чувство динамики.

Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в сюжете. Тут возможно заметить по-детскинаивно написанные жанровые сценки: охота, пароход, те же кони, лишь резвящиеся на воле.

Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сперва охрой посредством измочаленной на конце деревянной палочки (тиской), позже пером глухаря либо тетерева делали тёмную обводку и кисточкой, сделанной из человеческого волоса наносили узор.

Рисунок на ногтях точками

Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. броская, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и тёмной графической обводкой, украшала прялки, мебель. ставни, двери.

Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались необычной техникой — инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из чёрного мореного дуба, рельефно выделяются на яркой поверхности донца. Так, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.

Позднее мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, броское сочетание желтого цвета с чёрным дубом, добавление светло синий, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным.

Необходимость расширить производство прядильных донец натолкнуло мастеров на идея упростить технику декоративного оформления. Со второй половины XIX века сложная и трудоемкая техника инкрустации начала заменяться просто резьбой с подкраской, а с 1870-х годов на Городецких донцах преобладает красивая манера украшения.

В нижегородских росписях возможно различить два типа — павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие небольшие предметы обихода. Городецкий стиль отличается в первую очередь содержательностью. В росписях главное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, весьма вольны и декоративны по форме, а время от времени граничат с шаржем. Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Большое место занимают цветочные мотивы — пышные розаны, писанные обширно и декоративно. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных.

Видятся экзотические львы и барсы. Особенно довольно часто изображение тёплого, сильного коня либо петуха в гордой, воинственной позе. Значительно чаще это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу. Городецкие мастера росписи обожают цветы. Они везде разбросаны на поле росписей радостными гирляндами и букетами. Там, где разрешает сюжет, мастера с радостью пользуются мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимые фоны — ярко-зеленый либо напряженный красный, глубочайший светло синий, время от времени тёмный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита.

Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он весьма разнообразен — от широкого мазка до узкой линии и виртуозного штриха. Работа мастера стремительна и экономна. Исходя из этого она весьма обобщена, несложна по приемам, свободна в движении кисти.

Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи железных подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Столичной области.

Рисунок на ногтях точками

История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, в то время, когда в ряде подмосковных сел и сёл бывшей Троицкой волости (сейчас Мытищинский район Столичной области) - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - появились мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.

Происхождение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В прейскуранте Вишняковых значилось: "Заведение братьев Вишняковых лакированных железных подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч. существует с 1825 г.".



В 1830 г. производство подносов в окрестных селениях увеличилось. Появились первые железные подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Металлические подносы неспешно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских Троицкой волости. Выгодное размещение вблизи столицы снабжало промыслу постоянный рынок сбыта и разрешало обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все нужные для производства материалы. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет.

В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое чувство живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п.

В 1922 г. в деревне Новосельцево появилась "Новосельцевская трудовая артель" по выпуску металлических лакированных подносов; в 1924 г. в деревни организовались "Жостовская трудовая артель" и "Спецкустарь"; в 1925 г. - "Лакировщик" и в один момент в селе Троицкое - артель "Свой труд" по росписи подносов. Все они были объединены в 1928 г. в специализированную артель "Металлоподнос" в деревне.

1920 - 1930 - е годы были нелегкими в истории Жостово. Неспециализированные для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации пробовали поменять классическое направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные живописцами - специалистами не учитывая специфики местного искусства и несущие черты станковизма и натурализма. Ведущие живописцы понимали чужеродность аналогичных новаций самой сущности народного творчества, сумели противостоять им и направить новые идеи на углубление классического мастерства. В 1960 - е годы начался новый этап в истории Жостово, длящийся и поныне.

Рисунок на ногтях точками

Роспись производится в большинстве случаев по тёмному фону (время от времени по красному, светло синий, зелёному, серебряному) причем мастер работает сходу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются большие садовые и небольшие полевые цветы.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

Хохлома — старинный русский народный промысел, появившийся в семнадцатом веке в округе Нижнего Новгорода.

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и тёмным тонами по золотистому фону. На дерево при исполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. Затем изделие покрывается особым составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкойдеревянной посуде эффект массивности.

Роспись выглядит ярко, не смотря на то, что фон тёмный. Употребляются краски: красная, жёлтая, золотая, оранжевая, зелёная, голубая и тёмный фон. Классические элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Часто видятся птицы, рыбы и звери.

Предполагают, что хохломская роспись появилась в семнадцатом веке на левом берегу Волги, в сёлах Громадные и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Деревня Хохлома была большим центром сбыта,куда свозили готовые изделия, оттуда и пошло наименование росписи. В настоящее время отчизной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.

На сегодняшний момент существует множество версий происхождения хохломской росписи.

По наиболее распространенной версии, неповторимый метод окраски деревянной посуды под золото в лесном Заволжье и само рождение хохломского промысла приписывалось старообрядцам.

Еще в давние времена среди обитателей местных сёл, надежно укрытых в глухомани лесов, было много утеклецов, другими словами людей, спасавшихся от гонения за ветхую веру.

Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было много иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги с красочными заставками, принесли узкое красивое мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента.

Со своей стороны, местные мастера отменно владели токарным мастерством, передавали много поколений навыки изготовления посудных форм, искусство объемной резьбы. На рубеже XVII—XVIII столетий лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей. Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров классические формы токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, а от иконописцев — красивую культуру, мастерство узкой кисти. И, что не менее важно, секрет изготовления золотой посуды без применения золота.

В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики Хохломская роспись и Семёновская роспись, и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие Хохломский живописец, объединяющее мастеров сёл Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в д. Сёмино). Сейчас деятельность предприятия сведена фактически к нулю. В д. Семино расположено кроме этого предприятие, занимающееся 19 лет выпуском деревянных шкатулок с хохломской росписью (ООО "Промысел").

Как создаются изделия с хохломской росписью? Сперва бьют баклуши, другими словами делают неотёсанные бруски-заготовки из дерева. После этого мастер поднимается за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и неспешно придает заготовке нужную форму. Так получается база — бельё (неокрашенные изделия) — резные ковши и ложки, поставцы и чашки.

По окончании сушки бельё грунтуют жидкой очищенной глиной — вапой, как её именуют мастера. По окончании грунтовки изделие 7-8 часов сушат и в обязательном порядке вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунает в миску с олифой особый тампон, приготовленный из овечьей либо телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а после этого быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, дабы олифа распределялась равномерно. Эта операция весьма важная. От неё будет в будущем зависеть уровень качества деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до маленького отлипа — в то время, когда олифа легко прилипает к пальцу, уже не пачкая его.

Следующий этап — лужение, другими словами втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Делают его кроме этого вручную тампоном из овечьей кожи. По окончании лужения предметы покупают прекрасный бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи используются масляные краски. Главные цвета, определяющие темперамент и узнаваемость хохломской росписи — красный и тёмный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, яркого тона зелень, жёлтый тон.

Выделяют роспись верховую (в то время, когда по закрашенному серебристому фону наносят рисунок (криуль — основная линия композиции, на нее насаживают такие элементы как осочки, капельки, усики, завитки т.д.) красным и черным цветом) и под фон (сперва намечается контурорнамента, а позже заполняется тёмной краской фон, рисунок страницы либо цветочка остается золотым). Помимо этого, существуют различные виды орнаментов:

  • пряник — в большинстве случаев в чашки либо блюда фигура — квадрат либо ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами;
  • травка — узор из больших и небольших травинок;
  • кудрина — листья и цветы в виде золотых завитков на красном либо тёмном фоне.

Применяют мастера и упрощённые орнаменты. К примеру, крап, который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, либо особенным образом свёрнутым кусочком ткани. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Какой бы ясной ни была роспись, пока узор либо фон остаются серебристыми, это ещё фальшивая хохлома.

Расписанные изделия 4-5 раз покрывают особым лаком и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается известная золотая хохлома.

Статьи по теме