Проблема взаимоотношения родителей и детей



ЛЕКЦИЯ III. Психолого-педагогические особенности детей раннего и дошкольного возраста

Раннее детство складывается из двух стадий младенческого возраста (от рождения до года) и раннего возраста (от одного года до трех лет).

В младенческом возрасте отмечается полная зависимость от взрослого, который снабжает полноценное вскармливание и достаточный гигиенический уход. Эмоциональное, яркое общение ведущий ТИП деятельности в этом возрасте. Задачи взрослого создать все условия для обычного психофизического развития детей.

В изучениях М.Ю.Кистяковской, Е.О.Смирновой, С.Л.Новоселовой, М.И.Лисиной, Л.Н.Павловой, Е.Б. Волосовой, Э.Г.Пилюгиной и др. психолого-педагогические особенности рассматриваются под углом зрения генетической задачи развития. Данная задача отражает систему взаимоотношений ребенок -взрослый. Исходя из этого алгоритм раскрытия психолого-педагогических изюминок начинается с характеристики ведущей деятельности. После этого дается содержательная черта четырех направлений развития ребенка, где эти особенности проявляются, совершенствуются, складываются. В проекте госстандарта по дошкольному образованию, в программе нового типа Истоки, М. 2003 г. Психолого-педагогический возраст включает: физическое, познавательное, социальное, эстетическое развитие.

Отличительными изюминками младенческого возраста являются:

• Отмечается стремительный темп физического и психического развития;

• Формируется двигательная активность и сенсомоторная

• Интеллект формируется на базе действий с предметами;

• Появляются первые слова, каковые имеют ситуативный темперамент и понятны родным людям

• Интенсивно начинается общение со взрослым. Первая форма общения эмоциональная яркая (ситуативно-личностная).

Вторая форма общения эмоционально-опосредованная (ситуативно - деловая);

Проблема взаимоотношения родителей и детей

•Начинает формироваться образ Я, появление первых жажд (желаю, не желаю);

•Ребенок принимает разнообразие броских цветов, звуков, форм;

• Начинается эмоциональная отзывчивость на музыку, пение.

Тип отличительных изюминок младенческого возраста разрешает выяснить содержание и условия педагогической работы. Ребенку первого года жизни нужно обеспечить общение со взрослыми. Позитивное, эмоционально окрашенное общение основывается на сотрудничестве с ребенком, формирует уравновешенность, чувство защищенности, познавательной активности.

По окончании года ведущая деятельность предметная, где происходит усвоение способов действий с предметами. В изучениях Н.М.Щелованова, Н.Л.Фигурнна, Н.М.Аксариной, Д.А.Фонарева, О.Л.Печора, С.Л.Новоселовой, Л.П.Павловой, Э.Г.Пилюгиной, Г.Г.Филипповой и др. психолого-педагогические особенности рассматриваются под углом зрения важности общения ребенка и взрослого в предметной деятельности. В раннем возрасте происходит разделение предметно-практической и игровой деятельности с предметами. Процессуальная игра складывается как независимый вид деятельности ребенка.

Отличительными изюминками раннего возраста есть:

- скорость увеличения и физического развития ребенка если сравнивать с младенческим возрастом пара понижается;

- интенсивно созревают сенсорные и моторные территории коры головного мозга, сильнее проявляется взаимосвязь физического и нервно -психического развития;

- возрастает подвижность нервных процессов, совершенствуется их уравновешенность;

- возрастает период активного бодрствования (до 4 4,5 часов);

- организм лучше приспосабливается к условиям внешней среды; овладевает основными крайне важными движениями (ходьба, бег, мазание, действия с предметами);

- овладевает элементарными гигиеническими навыками и навыками самообслуживания;

- деятельно интересуется окружающим миром, задает вопросы, большое количество и деятельно экспериментирует, замечает; закладываются базы наглядно -

образного и символического мышления.

- овладевает родным языком, применяет основные грамматические категории и словарь разговорной речи.

- проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, пытается к общению и сотрудничеству со взрослыми и сверстниками;

- поймёт свою половую принадлежность (Я мальчик, Я девочка);

- появляется фундаментальная черта ребенка 3 лет (Я сам, Я могу), что находит выражение в самостоятельности и инициативности;

у детей появляется рвение к достижению результата, продукта своей деятельности.

Конец этого периода знаменуется кризисом 3-х лег, в котором поражается возросшая самостоятельность ребенка и целенаправленность его действий. Основными симптомами этого кризиса есть негативизм, упрямство, строптивость и своеволие, бунт против окружающих. За этим стоят личностные новообразования: система Я, личное воздействие, сознание Я сам, чувство гордости за свои удачи и успехи. При верном поведении взрослого протекание кризиса возможно смягчить. Нужно не забывать, что при всем рвении к самостоятельности, у взрослого остается наиболее значимая функция, которую ребенок еще не освоил сам и ожидает ее от взрослого. Это функция ценителя достигнутых ребенком результатов. Отсутствие у ребенка интереса к оценке взрослого, потребность лишь в положительной оценке независимо от достигнутого, отсутствие переживания неуспеха в деятельности показатели неправильно складывающихся взаимоотношений. Оценка взрослого содействует происхождению и формированию Системы Я, потребность в одобрении, признании, поддерживает уверенность в себе, своих силах, в том, что он хороший, его обожают. При затруднениях взрослый незаметно оказывает помощь ему, воздерживаясь от негативных оценок. Отрицательные оценки воздействуют на взаимоотношения ребенка с другими детьми и смогут привести к эмоциональному неблагополучию в группе.

Так, становление системы Я и самооценки знаменует переход к новому этапу развития дошкольному детству.

Дошкольный возраст начинается с трансформации ведущей деятельности -появляется RPG. Взрослый делается эталоном, примером подражания. В игре моделируются отношения, происходит развитие неспециализированных и специфических свойств ребенка.

Проблема взаимоотношения родителей и детей

В младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) сохраняется особенность раннего возраста потребность во взрослом. Но взрослый выступает уже не носителем предметного мира, а законодателем норм и правил поведения. Ребенок овладевает разными методами сотрудничества с другими людьми.

В изучениях B.C.Мухиной, Л.А.Венгера, О.М.Дьяченко, Е.О. Смирновой, С.Г.Якобсон, А.Н.Давидчук, Л.А.Парамоновой и др. отмечаются следующие особенности детей младшего дошкольного возраста:

Проблема взаимоотношения родителей и детей

- появляется интерес и желание вести здоровым образ жизни делать гигиенические процедуры, режим дня, совершенствовать движения.

- происходит предстоящий рост и развитие детского организма, совершенствуются все морфофункциональные системы;



- интенсивно развиваются моторные функции возрастает двигательная активность (в течении нахождения в ДОУ количество двигательной активности образовывает 10-14 тысяч условных шагов, интенсивность – до 40-55 движении в минуту;

- движения детей имеют преднамеренный и целеустремленный темперамент;

- обмечается слабость волевых регуляций, волевых усилий по преодолению трудностей;

- возрастает работоспособность детей;

- совершенствуются основные виды движений, физические качества развиты слабо;

- громадная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (возраст почемучек);

- увеличиваются и как следует изменяются методы ориентировки ребенка в окружающем, появляются новые средства ориентировки, содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире;

- наиболее интенсивно в этом возрасте начинается память, но она еще носит непроизвольный темперамент;

- ребенок начинает применять символические представления предметов и событий. Большое количество фантазирует, применяя символическое средство обращение.

Символическая функция как следует новое достижение в умственном, познавательном развитии ребенка младшего дошкольного возраста знаменует собой зарождение внутреннего замысла мышления, который испытывает недостаток во внешних опорах (игровых, изобразительных, вещественных знаках):

- ребенку характерен простой антропоморфизм, согласно его точке зрения, все окружающие предметы способны думать и ощущать, как он сам;

- ребенок реалист, для него реально все, что существует;

- ему характерен эгоцентризм, он не может видеть обстановку глазами другого, постоянно оценивает ее со своей точки зрения;

-свойство к целеполаганию находится еще в стадии становления;

-наблюдается элементарное планирование деятельности, предполагающее 2-3 действия;

- ребенок начинает понимать язык эмоций, эмоциональные экспрессии выражение эйфории, печали и т.п.);

- способен сдерживать яркие ситуативные жажды Я желаю.

- ребенок способен проявлять сочувствие, сопереживание, каковые становятся регулятором поведения и общения ребенка.

- возрастает интерес к сверстникам, осознание своего положения среди детей.

Ребенок делается более независимым, инициативным. Взрослый в специфических видах детской деятельности развивает творчество детей, желание экспериментировать, деятельно познавать и преобразовывать вещи, материалы, создавать свой уникальный продукт.

Свобода поведения детей 3-5 лет не исключает формирование у детей эмоции осторожности, привитие ему знаний баз безопасности.

В старшем дошкольном возрасте (от 5 до 7 лет) все психолого-педагогические особенности личности ребенка становятся более содержательными: значительно повышается уровень произвольности и свободы поведения. Появляется более адекватная оценка успешности в различных видах деятельности и стойкая мотивация успехи. Фактическое складывание личности (А.Н.Леонтьев) связано с устойчивым соотношением мотивов. Происходит их соподчинение, т.е. иерархия мотивов. На данной базе формируется воля и произвольность старшего дошкольника.

В работах А.В.Запорожца, Е.П.Арушановой, Л.А.Парамоновой, Л.А.Венгера, В.С.Мухиной, Т.А.Куликовой, С.А.Козловой, М.И.Лисиной, С.Г.Якобсон, Е.О.Смирновой и многих других раскрыты следующие особенности детей старшего дошкольного возраста:

-появляются первичные этические инстанции: формируется моральное сознание и моральные оценки, складывается моральная регуляция поведения, интенсивно развиваются социальные и нравственные эмоции. В сюжетно ролевой игре происходит присваивание разных нормативов. Соблюдение норм, правил делается одним из наиболее значимых параметров, которыми ребенок оценивает всех людей формируется внутренняя позиция (С.Г.Якобсон, М.И.Лисина), желание оказать помощь сочетается со сравнением себя с литературными героями, сверстниками. Внутренняя общность (Е.О.Смирнова) делает вероятными как деятельно действенное сопереживание, так и взаимопомощь, содействие другому;

-самосознание ребенка сочетается с самопознанием, собственной индивидуальности, самоценности. С радостью помогая сверстникам дети не принимают чужие удачи как свое поражение;

-преобладает оценочное, объектное отношение к себе и другим. Это порождает постоянное самоутверждение, демонстрацию своих преимуществ,

Все это может привести к проблемным межличностных взаимоотношений

(повышенная конфликтность, неуверенность в себе, застенчивость, агрессивность). Все базовые характеристики старшего дошкольника находятся и стадии содержательного развития (см. Программа Истоки, М. Просвещение, 2003, с.271-274).

Ребенок отличается внутренней раскованностью, открытостью в общении, искренностью в выражении эмоций, правдивостью. Задача педагогов содействовать происхождению настоящей публично значимой и оцениваемой деятельности учебной. Вследствие этого стоит неприятность Готовности ребенка к школе. К концу дошкольного возраста ребенок резко изменяется. Возраст 6-7 лет именуют возрастом вытягивания (ребенок быстро вытягивается в длину) либо возрастом смены зубов (к этому времени в большинстве случаев появляются первые постоянные зубы) Начинается кризис 7 лет.

В работах Е.Е.Кравцовой, Н.И.Гуткиной, К.Н.Поливановой, Г.М.Ивановой и др. приводятся доказательства того, что кризис помолодел (6,5 лет), (см.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов -М. 2000). Ориентация па социальные нормы не порождает острых распрей с окружающими, исходя из этого негативные проявления кризиса 7 лет выражены слабо (нарочитость, кривляние, манерность, вертлявость, клоунада, шутовство). Сущность этих трансформаций Л.С.Выготский выяснил как потерю детской непосредственности. Утрата непосредственности показывает, что между внутренней (переживаниями) И внешней (поступками) жизни ребенка вмешивается интеллектуальный момент ребенок желает изобразить, продемонстрировать то, чего нет в действительности.

В детском саду и семье ребенок может по взрослому рассуждать о политике, аргументировать псевдонаучно свои нежелания сделать что -либо. У детей появляется интерес к своему внешнему виду, спорит по поводу одежды, начинают подражать взрослым, употребляя лак для ногтей, косметику. Все это показывает, что ребенок пробует взять на себя новые обязанности и занять позицию взрослого. В случае если у ребенка 7 лет при большом уровне ориентации на социальные нормы не хватает развиты методы их успехи, это ведет к уходу от деятельности, ребенок делается пассивным, самореализуется в фантазиях. Случается и намеренное нарушение общепринятых норм, но это направлено не против взрослого, а против нормы (Я не мелкий).

На протяжении протяжения кризиса на первый замысел выступает игра с правилами, где возможно реализовать направленность на общепринятые нормы, (см. Е.Е.Кравцова. Психологические неприятности готовности детей к обучению в школе.- М. 1991). К концу кризиса начинает складываться ориентация на совершенный предмет норму. Разрушается ветхая социальная обстановка и складывается новая. Ребенок делается учеником, в ведущая деятельность -учебной. Свойство и потребность основное новообразование ребенка 7 лет. Переход школы на 12-летнее обучение предполагает, что в 2004 году все дети будут обучаться с 6 лет. Вследствие этого, педагогам и родителям нужно взглянуть, как у 6-летнсго ребенка развиты следующие качества (по Л.А. Венгеру):

- степень соответствия действий ребенка с условиями поставленной задачи (функционировать в дидактически заданном направлении);

- наличие (либо отсутствие) рвения осознать, уточнить, запомнить задачи (как умственные, так и практические); уровень самостоятельности; тщательность исполнения задачи;

- внимание и воспроизведение значительных изюминок либо напротив внешних форм;

- публичные особенности поведения ребенка и темперамент обращения к взрослому.

Проблема взаимоотношения родителей и детей

Психологи Л.А.Венгер, В.С.Мухина уверены в том, что к изюминкам Шестилетних детей возможно отнести следующие варианты позиционной направленности (их отношение к задаче и взрослому):

- игровая позиция (ориентация на материал, с которым нужно функционировать, а не на условия, и свободное игровое варьирование, низкий уровень внимания к примерам и указаниям взрослого);

- учебная позиция (рвение к пониманию и уточнению условий, большой уровень самостоятельности, внимания, оценивания, конкретизации, обращение за помощью к взрослому в случае затруднения);

- исполнительская позиция (внимание к формальным изюминкам образцов, их правильному копированию);

- коммуникативная позиция (требующая перевода к ситуационному общению, уход от задачи, попытка увести взрослого на другие темы).

Задача педагогов вырабатывать у детей 6 лет пред учебный тип позиции, в то время, когда в независимой деятельности преобладает игровая позиция, при совместной деятельности со взрослым учебная. Нужно учитывать личные особенности ребенка, как физиологические (темп психических процессов, подвижность нервной системы (лабильность), стеничность (неспециализированный тонус) активности, тип личности (мыслительный и художественный), так и купленные, в результета неправильных педагогических действий взрослого (тревожность, аутизм, интеллектуализм (как гипертрофированное развитие ориентировки на мыслительную деятельность), вербализм (замена действий беседой), демонстративность, ригидность (застревание на одном и том же, излишняя пунктуальность), детская невротизация.

Позиция педагога предполагает корректирование негативных вариантов развития ребенка, организация специфических видов детской деятельности, задействование диалогического общения с позиций сотрудничества и партнерства. Громадное значение имеет личность воспитателя, стремящегося к формированию своего педагогического творчества, имеющего сильно выраженную гуманистическую направленность на ребенка.

Вопросы для самопроверки.

1. Каковы психолого-педагогические особенности младенца?

2. Чем разъясняются данные особенности?

3. Какова позиция взрослого при организации жизнедеятельности младенца?

4. Каковы психолого-педагогические особенности детей раннего возраста?

5. В чем выражается кризис 3-х лет? Его обстоятельства.

6. Каковы особенности детей младшего дошкольного возраста?

7. Каковы особенности детей старшего дошкольного возраста?

8. Чем разъясняются особенности кризиса 7 лет?

Статьи по теме